Картина мира в традиционном сознании жителей Горного Алтая представляется в виде «Мира природы» и «Мира людей»

«Мир природы»

Природа в культуре коренных жителей Алтая тесно связана с понятиями «сакральное», «божественное».

Алтай — это храм под открытым небом; местами совершения обрядов (Байлу jер) выступают, в частности, перевалы гор (Боочи), святые водные источники (Аржан), берега рек и озер.

Байлу jер требует строгого соблюдения тишины, чистоты, запрета на употребление алкоголя. При первом посещении перевала местные жители повязывают чистые белые ленты ситцевой ткани (алт; «кыйра»; 2 ленты шириной 2-3 см., длиной ок. 50 см) на березу или лиственницу, Это - символ дани природным покровителям (всему Алтаю и хозяину горы - ээзи) и просьба о благосклонности духов к себе и своим близким.

Водная стихия у алтайцев есть «граница миров»: по берегам течет земная жизнь, по дну пролегает запретный для живых путь в иной мир. Начало реки соприкасается с сакральным центром, недоступным и непостижимым для обычного человека. Так, река Катунь, на алтайском - Эне-Кадын киндикту (букв. перевод: «Мать- Катунь с пуповиной»), питает водой и самой жизнью земли Алтая, а ее начало — священная гора Кадын-Бажи Уч-Сумер (букв. перевод: «трехглавая гора — исток Катуни») — Белуха — особо почитаемое священное место - «пуп Земли».

Находясь у водных объектов, не допускается плевать и испражняться в воду, осквернять культовые сооружения, возведенные в честь священных источников. При посещении Аржан-суу (святых источников) производится ритуал знакомства с рекой: правой рукой нужно отчерпнуть воду на берег четное количество раз и слегка, смочить свою голову; умываться следует над землей, чтобы вода с лица не ушла в реку.

«Мир людей»

Жилище во многом отражает картину «мира людей» коренного населения Алтая.

Комплекс, состоящий из жилищ и хозяйственных построек коренных жителей Алтая, обозначался одним словом «jурт» (юрта), само жилище айыл.

Пространственно-временная организация строительства айыла строго регламентирована. Так, айыл строился к моменту рождения новой семьи:

Вопрос «Сен айылду-уртту ба?» (букв. перевод: «Есть ли у тебя айыл- поселение?») имеет смысл «Ты женат/замужем».

Айыл ориентирован строго по сторонам света, вход расположен на восток; размещение утвари так же регламентировано.

Очаг— связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений, как и символ непрерывного течения жизни. Образ От-Эне (Матерь огня) выступает одним из главных в алтайской культуре, являясь семейным центром, — наиболее почитаемым объектом жилища.

В Айыле соблюдают следующие правила:

  • недопустимо проходить между очагом и сидящим возле него человеком;
  • переступающий порог гость айыла первым произносит приветствие, обращённое очагу, хозяевам и жилищу в целом;
  • обращение к старшему поколению как в айыле, так и вне его — строго на «Вы»;
  • запрет наступать на почетное место- тоор, где находится семейный алтарь (jайык);
  • в очаг недопустимо лить молоко или воду, бросать мусор, плевать, мешать в нем золу, переступать через очаг;
  • запрещается бить огонь, направлять в его сторону колющие и режующие предметы;
  • запрещается пинать таган (треножнию), сидеть на нем и использовать 2 тагана в айыле;
  • важно дать испробовать огню продукты издалека, предварительно отделив небольших 2 или 4 кусочка и положив их аккуратно в очаг;
  • дверью айыла нельзя громко хлопать, держаться за косяки, касаться верхней части порога;
  • не нужно наступать на порог и садиться на него.
«Мир знаков»

  • Новолуние - семейные обряды, праздничные мероприятия и прочие важные дела совершаются во время роста месяца до полнолуния;
  • Восток - всё жизнеутверждающее связано со стороной, где рождается солнце. Ритуально значимой считается ориентация на восток;
  • Четное число считается земным. Принципу четности следуют в количестве ритуальных действий.

  • Белый — цвет жизни, ему отведена сакральная роль. Cимвол счастья, благополучия, достатка.
  • Ритуальные действия совершаются по часовой стрелке